Европейское качество в России.
Строительный сервис. Архитектурный дизайн.

Поделиться в соц. сетях

.

Развитие эргономики , дизайна началось в СССР в 1920 – ых годах. “Промышленное  искусство” концепция советских художников – авангардистов, архитекторов   проникнутых  пролетарской  идеологией  , вдохновленные идеями строительства нового общества . Ведущими художественно-архитектурными   стилями  в то время были конструктивизм и рационализм. Основатели русской концепции ” промышленного искусства” стали художники авангардисты  В. Татлин , А. Родченко.

Эргономика – наука о системах. Она включает в себя такие научные дисциплины , как антропометрия, биомеханика, гигиена труда, физиология труда, техническая эстетика, психология труда, инженерная психология.

В 1918 году был создан Институт по изучению мозга и психической деятельности, возглавил его физиолог  В. Бехтерев. В 1921 году состоялась Первая Всемирная конференция по научной организации труда. В 1920 году Бехтерев и Мясищев предлагают создать новую научную дисциплину , изучающую трудовой процесс человека – “эргологию” или “эргонологию”. В этом же году У. Ухтомским была создана лаборатория для изучения процессов труда на заводах Петрограда. Так же в это время был образован Центральный институт труда( ЦИТ). Основным направлением деятельности ЦИТа были проблемы рационализации приемов и методов труда Расцвет практической деятельности ЦИТа пришелся на 1930-1934-е годы, масштаб его деятельности характеризуют следующие данные:

Свыше 400 предприятий и строек, которые обслуживал ЦИТ.

Свыше 500 тыс. рабочих, подготовленных на базах ЦИТ. В частности, для Сталинградского тракторного завода в начале 1930 года было подготовлено более 8 тыс. человек. Ни одна система подготовки рабочей силы, кроме цитовской, не могла угнаться за такими темпами.[6]

Около 200 профессий, по которым ЦИТ проводил обучение специалистов,

Около 1700 учебных пунктов (баз, цехов) ЦИТ было создано в разных уголках страны,

Свыше 20 тыс. инструкторов, организаторов производства были подготовлены в ЦИТ .( Wikipedia)

 Н . Беринштейн  создаёт новую дисциплину биомеханики, не много позже была создана дисциплина психотехника. В результате политических решений и  репрессий  в середине 1930 годов вся деятельность в этих областях была свёрнута.

Владимир Евграафович Татлин – русский и советский живописец, график, дизайнер и художник театра.

 .

Видный деятель таких художественных направлений, как футуризм и конструктивизм.( Wikipedia)

 

..                                                                              Автопортрет.

Работы  В. Татлина вдохновили немецких художников – дадистов. Фотография Георга Гроса и Джона Херфилда, держащих плакат с надписью ” Искусство умерло – Да здравствует машинное искусство Татлина”.

 

.

В конце 20-х гг. Татлин начинает преподавать на производственных факультетах ВХУТЕИНа. Он сосредотачивает  усилия на выполнении двух задач: подготовке кадров для промышленности и искусства и становлении новой отрасли творчества, которую мы теперь называем дизайном.

Татлин  выдвигает ряд лозунгов, способствовавших развитию этой новой отрасли: “искусство – в жизнь”, “искусство – в технику”, “ни к старому, ни к новому, а к нужному”, и обращается к проектированию предметов быта. В это время были разработаны проекты печей, новые конструкции кроватей, модели одежды и посуды. Одежда тоже была для Татлина важной частью проектирования предметов “материальной культуры”. Работы Татлина в области костюма немногочисленны, но они заложили основы дизайнерского подхода к конструированию целесообразной одежды.

Подход Татлина к моделированию одежды отличался от позиции других художников-конструкторов одежды (Родченко, Степановой, Поповой), видевших главную задачу в создании различных типов производственного костюма. Татлиным создан новый тип повседневной одежды на основе сближения форм производственной одежды и модного костюма, то есть, на базе тех тенденций, которые стали ведущими в мировой моде конца 60-х гг. Выразительность костюма строится либо на силуэте, либо на объёме.

.

.

 .

 

.

В 1920-е гг. Татлин выдвигает идею «материальной культуры», утверждая, что в технических формах следует воплощать структуру биологического организма. Татлин подчёркивает, что вещь должна быть сделана так, чтобы быть удобной, прочной, целесообразной и чтобы нравиться.

Александр Михайлович Родченко – советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино.

 

.

Один из основоположников конструктивизма, внесший вклад в графический дизайн и проектирование многофункциональных объектов. В 1920-30 преподавал на деревообделочном и металлообрабатывающем факультетах Вхутемаса  -Вхутеина  С начала 1920-х гг. внимание мастера  направленно  на проблемы производственного и агитационного искусства. Родченко приступил к работе в полиграфии; вместе со Степановой он сформировал новый стиль, став классиком конструктивистского оформления книг, журналов, печатной продукции. Фотомонтаж стал одним из важнейших художественных средств периода полиграфического конструктивизма Родченко.

.

.

.

 .

.

.

.

“Портрет матери. 1924″

.

Стиль конструктивистского оформления Родченко наложил отпечаток на всю предметно-бытовую среду 1920-х гг. Родченко основатель рекламы в СССР.

ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) — московское учебное заведение, созданное в 1920 году  с целью подготовки  художников – мастеров высшей квалификации для промышленности, а так же художников способных работать в создании предметной среды вокруг человека(предметы быта, орудия труда, посуда  и т.д.) Для всех студентов был обязательный пропедевтический курс изучающий пластические формы, законы формо  -  цветообразования. Пропедевтические курсы позже стали обязательными в мировой практике подготовки  художников – конструкторов. В разное время во Вхутемасе преподавали А. Е. Архипов, В. В. Кандинский, Д. Н. Кардовский, Н. А. Ладовский, В. Ф. Кринский, Л. М. Лисицкий, К. С. Мельников, П. В. Митурич, А. М. Нюренберг, А. М. Родченко, В. Ф. Степанова, В. Е. Татлин, В. А. Фаворский, П. А. Флоренский, Ф. О. Шехтель.  . В 1926 году реорганизован во ВХУТЕИН. .( Wikipedia)  Российское искусство во многом определили выпускники  ВХУТЕМАСа – ВХУТЕИНа, МГУПа.

                               ВХУТЕМАС (5-й слева В.А.Фаворский-ректор ВХУТЕМАСа), 1923.

 В начале 60-х гг. ХХ века в стране активно возрождалась практика научной рационализации труда и производства , стала развиваться работа в области дизайна среды и оборудования.

 .

           .

   Узнаёте кресло? Это кресло сделано в СССР. Внизу на картинке ещё одно кресло. У них есть одно общее качество.  В их проектирование эргономика стояла на первом месте.

 В Москве был создан исследовательский институт технической эстетики ВНИИТЭ. При участии Д. А. Ошанина и С. Г. Геллерштейна в нём был организован отдел эргономики. Этот отдел в течение 30 лет был научно-методическим центром эргономики в СССР. Много лет руководил  отделом В. П. Зинченко. Исследования института внесли большой вклад в  эргономическое обеспечение процесса проектирования.  В нём были спроектированы  удобная мебель, вагон метро, кузова машин, предметы быта и т.д. Основная часть  проектируемых изделий так и осталась не востребованной по причине не возможности запустить их  в производство  советской промышленности. Экономический спад 80-90-х усугубил эту ситуацию. Значительная часть исследовательских и прикладных работ в области эргономики была остановлена из-за отсутствия денег и спада производства продукции. Некоторые профессиональные эргономисты сменили область своей деятельности (за исключением проектировщиков человеко -компьютерного интерфейса).

В 1986 году было образованно Советское эргономическая ассоциация (СЭА). В нынешнее время она именуется  Межрегиональная эргономическая ассоциации ( МРЭА). Она была основана 7 августа 1995 года как правопреемник СЭА.

Необходимость применения эргономических  исследований и знаний при проектирование товаров среды окружения человека признаётся всеми специалистами, участниками процесса создания продукта до его продажи. Эти утверждения чаще всего носят  декларированный  или рекламный характер. Так, когда нужно продать товар или оправдать его завышенную стоимость аргументом  в свою пользу продавец называет эргономичность продаваемого продукта. Но к сожалению  сейчас на рынках сбыта нет товаров (за редким случайным исключением) ,которые были созданы в соответствии с антропометрией при обязательном учёте действий человека с проектируемым продуктом. Так например при определении параметров пылесоса учитываются длительность работы с ним, вес его для удобства работы с определённым возрастом людей и полом. Удобство с удержанием изделия  и с его управлением : простата понимания  значения кнопок или дисплея управления, безопасность и т.д.

Например при разработке эргономических требований к детским коляскам была поставлена  задача определения  оптимального положения ребенка в коляске в соответствии с его возрастными особенностями. Определяющими были морфофункциональные особенности опорно-двигательного аппарата детей трехлетнего возраста. Биомеханический анализ положения ребенка в коляске при разных углах наклона спинки сиденья (90, 110, 120 и 135°) показал различное распределение силы тяжести. Были определены эргономические требования к сиденью колясок, а также оптимальный угол наклона спинки сиденья коляски .

 В России нет стандартных антропометрических данных для проектирования технических средств деятельности. Поэтому при определении антропометрических данных проектируемого изделия существуют два пути: либо использовать немногие опубликованные  данные, либо проводить собственные измерения для решения конкретной задачи. Второй путь надежнее, но дорогостоящ и длителен. …

В итоге совместную деятельность дизайнеров и эргономистов по использованию объёма имеющихся научных данных и рекомендаций, можно с определенной степенью точности рассмотреть в соответствии с известной притчей о том, как трое слепых пытались представить слона, объединяя получившиеся у них впечатления от ощупывания трех его частей – хобота, хвоста и ноги….

Источники:

Эргодизайн промышленных изделий и предметно-пространственной среды: учебное пособие . Коллектив авторов,  В. И. Кулайкин, Л. Д. Чайнова   ,

Wikipedia,

Эргономика в России   А. Анохин

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

Поделиться в соц. сетях

Комментирование закрыто.



Посмотрите:

Контакты

Email: Info.stauch@yandex.ru
Tel:8-926-533-90-70


  • Смотрите также: